Оценка концепции учебного издания:
I). Данный учебно-методический комплекс «Физика - 10» соответствует закону «Об образовании» и принципам вариативности, разноуровневости, гуманизации, дифференциации, гуманизации системы образования.
II). Учебно – методический комплекс «Физика - 10» соответствует компонентам федеральному компоненту государственных образовательный стандартов среднего (полного) общего образования.
III). Учебно – методический комплекс «Физика - 10» способствует овладению следующими видами деятельности:
1). Понимание смысла изученных физических процессов: испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, сублимация (возгонка), кипение. Описание этих процессов представлены с молекулярной точки зрения, их определения, объяснение и условия протекания понятны, доступны и способствуют четкому пониманию и затруднений не вызывают.
2). Понимание смысла изученных физических величин: количество теплоты, удельная теплота плавления, удельная парообразования, кинетическая, потенциальная и внутренняя энергия, абсолютная и относительная влажность и др. Понятно и доступно представлены определение этих величин, формулы, единицы измерения, аналитические и графические представления, рисунки способствуют глубокому пониманию процесса.
3). Решение расчетных задач с использованием двух формул из темы главы:
не вызывают затруднения:
• Расчет количества теплоты при плавлении (кристаллизации) и испарении (конденсации) вещества;
• Составление уравнения теплового баланса и его решение;
• Решение задач на абсолютную и относительную влажность (использование психометрической таблицы и давления и плотности насыщенного пара от температуры).
4). Учащимся помогают представленные в учебнике примеры решения задач. Хотелось бы чтобы авторы представляли бы алгоритм решения задач, который способствуют пониманию теории изученных величин и законов и направляет к правильному ходу решения задачи. Считаем также необходимым в конце главы систематизировать изученные знания в виде опорного конспекта.
5). В главе «Фазовые переходы и агрегатные состояния» курса «Физики 10» класса учащиеся познакомились с такими приборами: конденсационный и волосной гигрометр, психрометр. Использование, назначение и применение этих приборов способствует овладеванию основам методологических знаний и умений.
6). Количество лабораторных работ представленных в учебнике «Физика - 10» - 10, по данной главе – 2 – «Измерение относительной влажности воздуха» и «Измерение температуры кристаллизации и удельной теплоты плавления вещества». Считаем, что лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха» достаточная простая, а гигрометров в школах практически (в том числе эфира) можно предложить измерить относительную влажность по точке росы (которая, достаточно просто выполняется, используя металлический сосуд и лед)
7). Работа с текстами по учебнику «Физика - 10» доступна и понятна по многим параграфам, учащиеся в состоянии самостоятельно прочитать их не только на уроке, но и дома. Могут воспроизвести текс учебника, ответить на вопросы к ним.
• Считаем, что следовало бы выделить в &53, что Еп влияет на скорость испарения (спирт и масло почти одинаковая плотность , но разная скорость испарения);
• В &53 рис 8.4 «Зависимость давления насыщенного пара» следует указать, что обозначает область, ограниченная пунктирной линией;
• В &55 подробно описаны принципы работы конденсационного и волосного гигрометра, т.к. очень не многие школы их имеют в наличие;
• В &56 очень удачно ведется параллель между кристаллическими и аморфными телами, что способствует лучшему пониманию и запоминанию;
• В &56 приведено красивое объяснение «странного» поведения льда и воды, что объясняет сразу много возникающих вопросов у обучающих.
• Дополнительная тема проекта, после изучения главы «Использование свойств жидкостей и газов в работе АЭС».
При изучении всех тем учебника чтение текста, знакомство с содержанием параграфов является обязательным элементом домашней работы, который позволяет закрепить и осмыслить изученную тему предмета. Этому также способствуют ответы на вопросы к нему. Основные трудности в самостоятельной работы с параграфами вызваны: с невнимательным чтением текста, а также низким уровнем самостоятельной работы учащихся с учебной литературой (отсутствие умения анализировать текст, проводить аналогии, делать выводы).
8). В учебно – методическом комплексе «Физика - 10» используются различные способы представления информации: графики, рисунки, анимационные сюжеты.
9). Работа с таблицами, графиками, рисунками формирует у учащихся умение работать с информацией различного характера, сопоставлять, анализировать полученные данные, что является обязательной составляющей ФГОС и успешной сдачей ЕГЭ.
10). Очень хотелось, чтобы к данному учебно-методическому комплексу был предложен бумажный вариант учебника и контрольно измерительные материалы.
Оценка содержания учебного издания
1). В учебно-методическом комплексе «Физика – 10» соблюдены общепринятие символика и терминология.
2). В учебнике присутствуют материалы как обязательного, так и дополнительного содержания, причем дополнительный материал в основном для углубленного изучения. Хотелось бы видеть материалы политехнического содержания, которые особенно привлекают внимание учащихся и расширяют знания.
3). Считаем, что задания в данной главе, учитывают возрастные особенности и математическую подготовленность учащихся.
4). Основная трудность у учащихся в работе с учебником большой объем параграфов, например: &53, который можно было бы разбить на 2 части; недостаточное количество качественных заданий.
5). Изложение материала доступное, соответствует высокому научному уровню. К сожалению, в учебнике недостаточно или полностью отсутствует связи с профессиями (политехническое направление).
6). Иллюстративный материал достаточен, психологически воспринимается учащимися.
7). Данный учебник создает хорошую базу для дальнейшего изучения предмета физики и успешной сдачи ЕГЭ т.к.:
• на высоком уровне описаны объяснения физических явлений;
• четко и лаконично сформулированы законы и определения;
• прослеживается постоянная интеграция с алгеброй и геометрией.
Оценка особенностей изложения учебного материала
1). Подробное изложение и объяснение теоретического материала, подходы к изучению физических явлений, обоснование определений, анализ результатов, метод изложения, взятый с самого начала изучения предмета формирует серьезное отношение к предмету и полноценное представление о науке «Физика», имеющей широчайшее применение в быту и технике, а также способствует получению качественных знаний по предмету.
2). Учитывая возрастные особенности учащихся, мы считаем, что творческие задания и домашние эксперименты, и проекты, описанием интересных опытов и исторических фактов, качественными вопросами расширяют возможности учащихся и формируют исследовательские навыки, сто так необходимо современному человеку.